Размышления  

+ + +

Преподобный отец наш Иоанн Лествичник сказал: «Благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздою; ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть».

Когда мы размышляем на тему, предложенную святым Иоанном, можем себе представить, как какая-нибудь красивая женщина пытается соблазнить добродетельного христианина. И говорим: добродетельный христианин может устоять перед таким соблазном.

Святой же Иоанн говорит о том, что бы случилось, если бы все женщины мира потеряли бы всякий страх и стыд и стали бы в силу изменившейся своей природы настойчиво овладевать мужчинами, имея в своей природе и так богатый арсенал средств обольщения (никуда же он не денется, этот богатый арсенал).

Причём все мужчины мира были бы рождены и воспитаны именно такими женщинами, без стыда и страха. И все мужчины мира знали бы, что других женщин не существует вообще нигде. Есть только такие.

Вот о такой бездне и говорит святой Иоанн Лествичник.

+ + +

Если причина смерти - самоубийство, священник, согласно церковным правилам, называемым каноническими, не может совершать отпевание. Потому что самоубийство означает отказ человека от принятия воли Божией, означает гордостное завладение правом, которое принадлежит только Богу: правом прекращать жизнь человека.

Священник не может отпеть самоубийцу. Однако это не значит, что пастыря не должно быть на похоронах. Ведь священника можно пригласить на кладбище для произнесения проповеди. Это утешит скорбящих родственников, даст присутствующим на погребении шанс задуматься над своей жизнью, обозначит для них спасительные христианские ориентиры...

У меня был такой случай. Пятнадцатилетний мальчик убил себя из отцовского охотничьего ружья, будучи не в силах снести обиду на родителей. Его крёстная уговаривала меня совершить "хоть что-нибудь". Я поехал с ними и сказал на кладбище проповедь. Потом сразу уехал, потому что не увидел желающих беседовать: все пребывали в молчании. Крёстная потом говорила, что родные и друзья были очень благодарны, потому что не могли найти волю к жизни, настолько сильной была скорбь. А после проповеди стало всё по-другому, и на поминках зашёл большой и хороший разговор о христианском понимании спасения, который всех обедавших очень сблизил.

+ + +

Господь забирает из жизни и злых, и добрых.

Каждого в свой момент, в свой "час икс".

Просто смерть людей суетных мы принимаем как событие должное, злых - как справедливое, серых и незаметных - игнорируем.

Наша психика это переваривает и отправляет в небытие.

А смерть людей достойных - заметна. Психика здесь бессильна. Мы вспоминаем и скорбим, скорбим, скорбим...

...и боимся. Потому что ставим достойного человека, смерть которого нас потрясла, и себя - в один ряд.

А это уже страшно.

+ + +

Сам термин "чудотворная икона" богословски не очень корректен.

Скорее нужно было бы сказать так: это икона, о которой известно, что искренне молящиеся перед нею получают просимое от Господа по молитвам Божией Матери или того святого, который на иконе изображён.


К списку написанного
На главную страницу

Используются технологии uCoz